Как правильно дышать при физических упражнениях

Как правильно дышать при физических упражнениях

Правильно дышим — правильно говорим

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия.

Существуют два основных этапа работы над формированием речевого дыхания:

1. Формирование неречевого диафрагмального дыхания.

2. Формирование фонационного и речевого дыхания.

Остановимся подробно на первом этапе работы, который включает следующие группы упражнений:

— упражнения на выработку диафрагмального вдоха – выдоха;

— упражнения на дифференциацию ротового и носового дыхания;

— упражнения на выработку целенаправленной воздушной струи;

— упражнения на выработку длительного выдоха.

Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное ( диафрагмально – реберное) дыхание по подражанию.
Упражнения:
— Приложить ладонь ребенка к своему боку и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер взрослого и подражая ему, переключается на нижнереберное дыхание.
— Ребенка учат вдыхать « полный живот» воздуха, а затем плавно и медленно выдыхать (3 – 15 раз подряд 3 раза в день)

Далее проводится дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.

Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха.

Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Ребенок делает шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот.

Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3 – 5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5 – 6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется еще по одному.

Весь комплекс состоит из 11упражнений.

1. «Ладошки»
И.п.: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2. «Поясок»
И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что – то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
3. «Поклон»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
4. «Кошка»
И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.
5. «Обними плечи»
И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи
(руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
6. «Большой маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, — еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.
7. «Повороты головы»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.
8. «Ушки»
И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.
9. «Малый маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок — тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
10. «Перекаты»
И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.
11. «Танцевальные шаги»
И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колени правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, — вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

Дифференциация ротового и носового выдохов.
С появлением правильного, спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания.

Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений:


1. Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований.
— Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
— Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
— Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.
— Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
— Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки).
— Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы.
— Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

2. Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.
— Вдох носом, выдох через нос толчками.
— Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки.
— Рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
— Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать).
— Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

3. Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.
— Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце.
— Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох.
— Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
— Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.
— Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
— Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот.
— Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3 -5 — секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5 – 6 минут.

Формирование длительного ротового выдоха.

Выполняются следующие упражнения:
1. Обучение направленному ротовому дутью: ребенку предлагают зажать нос, надуть щеки и хлопнуть по ним. Ко рту можно поднести ватку или зеркало, чтобы осуществлялся визуальный контроль.
2. Обучение ротовому выдоху с помощью приема «поплевывание»: ребенку предлагается беззвучно «выплюнуть» кончик языка, зажатый между зубами (язык должен быть продвинут вперед, на кончик языка можно положить крошку сухаря). Тактильный контроль осуществляется тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. При постепенном замедлении поплевывания получается легкое дутье, которое затем закрепляется.
3. При разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывание. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно высовывать язык между зубами.

Игровые дыхательные упражнения.

Перед выполнением общего комплекса артикуляционной гимнастики важно выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

1. Футбол: скатать из кусочка ваты шарик и дуть на него, загоняя в ворота из двух кубиков; потом попытаться подуть на шарик через распластанный язык, находящийся между губами.

2. Снегопад: из ваты сделать снежинки, положить их на ладошку и подуть; потом усложнить задание — дуть на снежинки через распластанный между губами широкий язык.

3. Листопад: то же самое, только дуть на вырезанные из цветной бумаги листья.

4. Кораблик: дуть на бумажный кораблик, плавающий в тазу с водой.

5. Буря в стакане: опустить соломинку в стакан с водой, песком, дуть через трубочку, вызывая «бурю».

6. Снежная буря: в бутылку из-под воды накрошить пенопластовых шариков, в крышке проделать отверстие и вставить трубочку, дуть через трубочку, вызывая «снежную бурю».

7. Задуй свечу: задуть горящую свечу, усложнить задание, задувая через распластанный между губами язык.

8. Парашют. Это упражнение выполняется после освоения 2–3 вышеизложенных упражнений и их усложнённых вариантов с распластанным между губами языком. Положить плоскую ватку на кончик носа, широкий язык распластать между губами, направив его кончик на ватку и, набрав воздуха через нос, подуть. Ватка, как парашют, должна взметнуться вверх.

9. Фасолевые гонки: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доведет своего «бегуна» до финиша.

10. Горох против орехов: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки (2—З горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

11. «Мыльные пузыри»: развитие меткости выдыхаемой струи. Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

12. «Новогодние трубочки-шутки»: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

13. «Надуй игрушку»: развитие сильного плавного выдоха. Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки, потом можно с ней поиграть.

Ходьба, гимнастика, дыхательные упражнения. Как вернуть физическую форму после самоизоляции

14.jpg

Заведующий кафедрой спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского университета Евгений Ачкасов поделился советами, как не допустить «биологического старения» организма и вновь почувствовать себя в тонусе после многомесячной паузы

Когда после изоляции наступила долгожданная свобода, многие, выйдя на улицу, вдруг обнаружили, что прежние физнагрузки даются с большим трудом. А то и вовсе не получается в темпе пройти классические 10 тысяч шагов или пробежаться на давно освоенную дистанцию. Соцсети пестрят разочарованными возгласами: «Как же так, раньше я ходила по 15 — 20 тысяч шагов в день, а сейчас не могу пройти и 5-ти тысяч!».

Почему так происходит и как поскорее вернуть нажитое непосильными тренировками? С этими вопросами мы обратились к известному специалисту по лечебной физкультуре, заведующему кафедрой спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского университета, доктору медицинских наук, профессору Евгению Ачкасову.

СТРАДАЮТ ПОЗВОНОЧНИК, СУСТАВЫ, МЫШЦЫ И СОСУДЫ

— Евгений Евгеньевич, почему после выхода с изоляции далеко не всем удается осилить прежний уровень физнагрузок?

— В период самоизоляции из-за сниженной физической активности у многих людей могут обостряться хронические заболевания, развивается ожирение, снижаются адаптационные резервы организмы. Люди отвыкли от физической активности, что проявляется снижением толерантности (переносимости) физических нагрузок. Такие процессы в организме можно трактовать как увеличение биологического возраста. Из-за долгого малоподвижного образа жизни снижается тренированность мышц, могут обостряться заболевания суставов, усилиться гипертония. Потому что движение служит профилактикой гипертонической болезни.

Также за время двух месяцев сниженной физической активности могли обостриться заболевания позвоночника. Да и просто пропала привычка двигаться. Поэтому даже прогулка на километр-полтора после двух месяцев, проведенных дома, многим уже просто не под силу.

НАЧИНАЕМ С ПРОГУЛКИ НА 5 ТЫСЯЧ ШАГОВ

Так как же переходить к привычной физической активности?

— Очень важно это делать постепенно, без спешки, не опережая события. Учитывая нарушения в работе суставов, позвоночника и так далее, нельзя сразу начинать бегать кросс или проходить по 10 тысяч шагов в день. Правильнее стартовать с 4 — 5 тысяч шагов, постепенно увеличивая эту цифру до 10 тысяч. Нужно постепенно уменьшать поднявшийся за время самоизоляции биологический возраст, сбрасывать увеличившийся вес.

— Какие упражнения кроме ходьбы лучше всего помогут безболезненно перейти от пассивной жизни при самоизоляции к привычному режиму активности?

— Лучше говорить не о конкретных упражнениях, а режимах и видах двигательной активности. Во-первых, я бы рекомендовал сейчас не бег, а длительные прогулки. Также я бы советовал включить в комплекс занятий ходьбу со скандинавскими палками. Такие нагрузки будут развивать мышцы рук, плеч, спины, ног. Для хорошего эффекта от тренировок следует так ходить по полчаса хотя бы три раза в неделю.

Надо обязательно делать гимнастику, включая в нее упражнения на развитие силы, гибкости и координации. Например, стойка на одной ноге с закрытыми глазами. Если есть резиновые гимнастические полусферы, на которых можно балансировать, стоя то на одной, то на другой ноге, то это будет очень полезным упражнением. Также можно упираться в них по очереди руками и отжиматься. Это прекрасная комбинация тренировки чувства равновесия и силового упражнения.

Можно выполнять силовые упражнения с эспандерами, тренировку брюшного пресса. Конечно, набор упражнений зависит от общего физического состояния и возраста. Пожилым людям можно было бы рекомендовать совсем простые упражнения – наклоны, приседания, подъём рук, ног и т. д.

СОЧЕТАЙТЕ ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ И ДВИЖЕНИЯ РУК

— Вы рекомендуете прогулки, а что, если разнообразить ходьбу, высоко поднимая колени? Или, наоборот, отводить согнутую ногу назад, доставая пяткой до бедра? Это же два дополнительных упражнения прямо во время ходьбы.

— Если у человека нет заболеваний, при которых такие движения противопоказаны, то, конечно, так делать можно, и эти упражнения будут полезны. Но важно соблюдать осторожность. Поскольку бывает так, что некоторые самые простые и безобидные на первый взгляд упражнения оказываются вредны при определённых заболеваниях.

Например, при болях в позвоночнике и так называемом корешковом синдроме нельзя делать упражнения на скручивание позвоночника. Потому что такие движения могут обострять и провоцировать боль. В этом случае требуются другие упражнения для укрепления мышц спины.

Кстати, к обычной ходьбе можно добавить любые движения руками. Очень полезны различные дыхательные упражнения. Особенно сейчас, когда многие люди переболели ОРВИ и коронавирусом. Хороши сочетания с динамическими упражнениями, когда мы комбинируем глубокий вдох-выдох с движением рук или даже их силовым напряжением. Это может быть полезно любому человеку для улучшения функции дыхания.

НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ УЙДЕТ СТОЛЬКО ЖЕ ВРЕМЕНИ, СКОЛЬКО ЗАНЯЛА ИЗОЛЯЦИЯ

— От каких ошибок важно удержаться, возобновляя физнагрузки?

— Повторю и подчеркну, что я бы посоветовал воздержаться от чрезмерного активных занятий физкультурой. Некоторые люди рассуждают так: «Вот мы насиделись дома и сейчас быстро, за две недели наверстаем потерянное время, сбросим набранную массу тела. Пойдем в зал и будем поднимать по максимуму тяжести, быстро бегать по дорожке, прыгать на два метра в высоту. Скоро же отпуск, надо готовиться к пляжу».

Такой подход неправильный в принципе. Из режима гиподинамии надо выходить постепенно, не спеша. Как мы набирали массу тела, теряли физическую форму, так примерно с такой же скоростью мы должны сбрасывать вес и форму набирать. В этот переходный период я бы не рекомендовал упражнения, связанные с прыжками, резкими движениями рук, ног и корпуса. Физические упражнения, связанные с подъемом тяжелой штанги или гирь, тоже могут быть неблагоприятны (если вы не продолжали заниматься ими все время на изоляции).

Как правильно дышать при физических упражнениях

ГБУ РО «ОКБ им. Н.А. Семашко»

Отделение восстановительного лечения

Врач терапевт, врач ЛФК высшей категории

Игнатьева Светлана Степановна

Как одержать победу над астмой физического усилия

Бронхиальная астма представляет собой распространенное хроническое заболевание дыхательных путей, которое встречается во всех возрастных группах. 358 млн. человек на нашей планете страдает этим недугом.

Бронхиальная астма характеризуется наличием таких симптомов, как свистящие хрипы, одышка, чувство заложенности в груди, кашель, а также затруднение выдоха. Развитие бронхиального спазма провоцируется такими факторами (триггерами), как физические упражнения, аллергены, воздействие раздражающих веществ, изменения погоды или респираторные вирусные инфекции.

Астма физического усилия представляет особую форму бронхиальной астмы, при которой единственным триггером приступа является физическая активность. Связь с воздействием внешних факторов при астме физического усилия практически отсутствует. Приступ бронхоспазма развивается во время или вскоре после физической нагрузки. Отмечается частая связь приступа с определенными видами упражнений: подъем тяжестей, бег, игра в футбол и др.

Почему нагрузка провоцирует астму?

При дыхании через нос воздух увлажняется, согревается, очищается, а во время физической нагрузки человек часто дышит ртом и в легкие попадает сухой и холодный воздух. При астме физического усилия гладкая мускулатура бронхов очень чувствительна к перепадам температуры и влажности вдыхаемого воздуха и мгновенно реагирует сокращением, что приводит к развитию приступа бронхоспазма.

Как диагностировать астму физического усилия?

На начальной стадии болезни ее проявления исчезают самостоятельно после прекращения физической нагрузки через 30-45 минут. В дальнейшем при прогрессировании заболевания для купирования приступа требуется прием лекарственных препаратов (ингаляции бронхолитиков).Прекращение бронхоспазма после ингаляции бронхолитического препарата или предотвращение симптомов благодаря ингаляции бронхолитика до нагрузки говорит в пользу диагноза астмы физического усилия.Однако, в любом случае для диагностики астмы физического усилия требуется обследование. Врач обязательно собирает анамнез, уточняет связь физических нагрузок с приступами бронхоспазма.Основной метод диагностики — тест с 8-минутным бегом. После начала приступа проведение теста становится невозможным из-за сильной одышки. Заменить беговой тест можно велоэргометрией или степ-тестом.Чтобы поставить точный диагноз, необходимо исследование функции внешнего дыхания – спирометрия, которая определяется объем и скорость выдыхаемого воздуха.

Астма физического усилия ограничивает деятельность и работоспособность взрослого человека, ухудшает качество его жизни. Особенно тяжело переносится детьми, так как они ведут достаточно активный и подвижный образ жизни.

Бронхиальная астма физического усилия-не приговор!

Чтобы жизнь астматика не отличалась от жизни здоровых людей, требуется соблюдение определенных рекомендаций:

  1. Физическая нагрузка при астме всегда должна быть размеренной.Следует исключить утренние и вечерние занятия после 19.00 и до 7.00 утра. Этот промежуток времени –царство блуждающего нерва, который повышает склонность бронхов к спазму, усиливая выделение слизи и способствуя отеку бронхов, что в свою очередь вызывает приступ.
  2. Чтобы правильно выбрать тренировочную программу, определиться с упражнениями, необходима консультация врача. До начала любого занятия проводится ингаляция бронхолитического препарата. После попадания капель бронхолитика в бронхи нагрузка на дыхательную систему значительно уменьшается при выполнении упражнений. После тренировки не стоит сразу выходить на воздух, следует посидеть, прийти в нормальное состояние.
  3. Врачи не рекомендуют пациентам с астмой физического усилия совсем отказываться от занятий спортом. Постоянная тренировка дыхательных мышц необходима. Единственный вид спорта, который не вызывает бронхоспазм у астматиков – плавание, причем при любой нагрузке.
  4. Постепенное повышение интенсивности физических нагрузок может помочь больному с астмой физического усилия выдержать более интенсивную физическую нагрузку в случае необходимости. Очень эффективны циклические упражнения в медленном темпе – ходьба, чередование ходьбы с бегом, которые способствуют развитию выносливости.

Начинать нужно с ходьбы, чередуя ее короткими пробежками на 80-120 метров. Длину пробежек нужно постепенно увеличивать и со временем перейти на бег трусцой. В конце дистанции следует проверять пульс, который не должен превышать 160 ударов в минуту. После этого следует отдохнуть 3-4 минуты. Если у вас это получится, то над астмой физического усилия вы одержали победу!

Очень важно для профилактики приступов астмы физического усилия правильно организовать свой образ жизни, соблюдая несложные правила:

Дыхательная гимнастика. Памятка для пациентов COVID-19

Выполнение комплекса позволит вам поддержать дыхательную систему организма, способствуя восстановлению функции внешнего дыхания.

Читайте также  Лучшие упражнения для лица

Кроме того, оздоровительное и трофическое действие физических упражнений оказывает стимулирующее влияние на весь организм в целом. Такие упражнения способствуют улучшению газообмена (в щадящем режиме), укреплению мышц, принимающих участия в акте дыхания, увеличению подвижности диафрагмы и грудной клетки, а также повышают адаптацию к физическим нагрузкам.

Упражнения, исходные положения и особенности их выполнения, дозировка и темп выполнения будут зависеть от периода выздоровления и степени вашей подготовленности. Для этого в комплексе предложены различные условия и рекомендации.

Начиная заниматься, необходимо помнить и соблюдать следующие правила:
  1. Приступить к выполнению упражнений следует только после купирования острого состояния; в позитивном настроении.
  2. Во время выполнения упражнений не должно ощущаться состояние «нехватки воздуха», резкого и сильного сердцебиения, головокружения.
  3. Комплекс следует выполнять в хорошо проветренном помещении.
  4. Через 40-60 минут после принятия пищи. Нельзя выполнять на голодный желудок.
  5. Исходное положение может быть любым: сидя, стоя, лежа.
  6. Вне зависимости от периода, темп выполнения упражнений – медленный, средний.
  7. Во всех упражнениях вдох поверхностный (неглубокий) выполняется через нос, выдох – через рот.
  8. Пульс (ЧСС) не должен учащаться более, чем на 10 уд/мин.
  9. Не включать в занятия надувание воздушных шаров.

I период. До купирования всех острых симптомов нарушения функции внешнего дыхания (нехватки воздуха, ощущения сдавления грудной клетки, приступов «неудержимого кашля») исходное положение ТОЛЬКО лежа на животе;

II период. После исчезновения острых симптомов (первого периода) и далее ежедневно, при условии восстановления функции дыхания и самочувствия выполнять упражнения ТОЛЬКО в положении сидя с плотно прижатой спиной к спинке стула и напряженной брюшной стенкой (втянутым животом);

III период. При отсутствии ухудшения самочувствия после занятия, равномерности частоты пульса и дыхания возможно использования исходного положения лежа на спине, стоя с опорой, стоя и в ходьбе.

Методические указания

Упражнения

Дозировка

I период. И.п. – лежа на животе, голова в сторону, с опорой на щеку или прямо, руки вдоль туловища, ноги врозь.

Активно напрягать и втягивать живот диафрагмой внутрь – вверх.

Медленный вдох на 2 счета, выдох на 4 счета.

4-6-8 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек — 1 мин.

Активно напрягать и втягивать живот диафрагмой внутрь – вверх.

Медленный вдох на 2 счета, выдох на 4 счета – прогнуться слегка в грудном отделе (круглая спина), задержаться на 2 счета. Медленно вдыхая (неглубоко) вернуться в и.п., расслабиться.

5-7 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек — 1 мин.

Активно напрягать и втягивать живот диафрагмой внутрь – вверх.

Медленный вдох на 2 счета, выдох на 4 счета – прогнуться слегка в грудном отделе (круглая спина), опираясь на ладони – задержаться на 2 счета. Медленно вдыхая (неглубоко) вернуться в и.п., расслабиться.

4-6 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек – 1 мин.

II период. И.п. – сидя на стуле.

Сидя на стуле (как на коне), обхватив руками и прижав грудь к спинке стула. Живот напряжен, диафрагма подтянута внутрь – вверх ПОСТОЯННО!

Медленный неполный вдох на 4 счета, одновременно прижимаясь грудью к спинке стула, помогая себе руками, на выдохе расслабиться.

6-8 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек

Сидя, опираясь спиной на спинку стула. Живот втянут, руки на бедрах, ноги расслаблены. Дыхание свободное, нефорсированное.

Сутулясь вперед – медленный неполный вдох на 4 счета, выпрямляя спину, прогнуться – выдох на 4 счета. Расслабиться.

4-6 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек, или по самочувствию.

Сидя, опираясь спиной на спинку стула, живот втянут, руки свободно свисают, ноги расслаблены.
Дыхание свободное, нефорсированное.

Выполнять на 4 счета вдох, одновременно обхватив себя руками скрестно за грудную клетку, расслабить хват — спокойно выдох.

4-6 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек., или по самочувствию.

Сидя, опираясь спиной на спинку стула, живот втянут, руки скрестно обхватывают грудную клетку в области диафрагмы, ноги расслаблены. Дыхание свободное, нефорсированное.

Выполнять на 1-2 отведение правой руки в сторону – назад, левой обхватить себя за грудную клетку – вдох. Вернуться в и.п. – выполнить свободный выдох. Повторить то же левой рукой в левую сторону.

4-6 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек, или по самочувствию.

Сидя, опираясь спиной на спинку стула. Живот втянут, руки согнуты и прижаты к груди, предплечья параллельно, кисти в кулак под подбородок, ноги расслаблены. Дыхание свободное, нефорсированное.

Выполнять на 1 счет – толчкообразный выдох через рот, подтягивая диафрагму внутрь – вверх, напрягая живот и прижимая руки к груди. Расслабиться, свободно поверхностно вдохнуть.

6-8 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек, или по самочувствию

Сидя на стуле. Руками держаться за сиденье.

Выполнять на 2 счета прогибаясь, сведение лопаток – поверхностный вдох, наклониться туловищем вперед, слегка округлив спину, выполнить выдох.

4-6 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек, или по самочувствию

III период. И.п. – лежа на спине; стоя на коленях с упором на руки; стоя с опорой; стоя; в ходьбе

Лежа на спине, руки вдоль туловища.

Выполнять легкий обычный вдох на 2 счета, сомкнуть губы и медленно протяжно выдыхать так, будто задуваете свечку. Живот должен втянуться максимально.

4-6 раз, дыхание не форсировать – не доводить до головокружения

Лежа на спине, руки в стороны.

На счет 1,2 развести руки в стороны – вдох, «обнять себя за плечи» — выдох на 5,6,7,8.

6-8 раз, интервал отдыха между повторениями 10-15 сек, или по самочувствию.

Лежа на спине, руки вдоль туловища. Дыхание свободное.

Выполнять одновременное сжатие «кисти в кулак» и сгибание – разгибание в голеностопных суставах.

Лежа на спине, руки вдоль туловища, кисти «в замок».

На 1,2 – выполнять одновременное поднимание рук вверх – вдох, на 3,4 вернуться в и.п. – выдох.

Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты.

Развести руки в стороны – вдох на 1,2, подтянуть колени к груди, обхватив руками – выдох 3,4. Вернуться в и.п., расслабиться.

4-6 раз, интервал отдыха между повторениями 30 сек, или по самочувствию.

Стоя на коленях с упором на руки

Дышать «животом», выпячивая его на вдохе и расслабляя (втягивая живот) на выдохе. Дыхание свободное, без напряжения.

Ходьба на месте

Выполнять сочетанные с дыханием шаги. На 1-4 шаг плавный непрерывный вдох, на 5-8 шаг плавный медленный выдох.

В течение 1-1,5 минуты

Ходьба на месте

Выполнять на 1-2 шаг неглубокий вдох; 3-4 шаг задержку дыхания на вдохе; 5-6 шаг – выдох; 7-8 шаг задержка дыхания на выдохе.

В течение 1-1,5 минуты

Дозированная ходьба: начинать в медленном темпе с 30-40 шагов в минуту, в постепенно нарастающем темпе (не в течении одного занятия. ) – 60-80-100 шагов в минуту. Обязательно контролировать ЧСС (считать пульс) не менее 3 раз: в начале, в середине и в конце занятия. Пульс после занятия должен вернуться к исходным значениям.

Дыхательная гимнастика при коронавирусе: инструкции

Фото: Jamie Grill/Getty Images

Доктор Нейт Фавини, ведущий врач Центра передовых медицинских технологий, отмечает, что нет никаких доказательств того, что дыхательные упражнения полезны для больных коронавирусом и помогут защитить организм от болезни, если он уже поражен [1].

«Цель упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях, — очистить легкие от слизи, восстановить дыхание и сохранить дыхательные пути открытыми», — говорит врач Майкл Нидерман из Высшей школы медицинских наук им. Вейля Корнелла в Нью-Йорке [2]. Он считает, что гимнастика должна строиться на глубоких вдохах и кратковременной задержке воздуха. Такие циклы упражнений часто заканчиваются сильным кашлем, что говорит об очищении легких. «Глубокое дыхание увеличивает количество кислорода, попадающего в легкие, и объем покидающего их углекислого газа», — объясняет Эма Свингвуд, председатель Ассоциации дипломированных физиотерапевтов по респираторной помощи [3].

Фото: Unsplash

При этом вдыхание большого количества воздуха через рот может вызвать раздражение слизистой. Особенно если выполнять упражнения в сухом, недостаточно проветренном помещении. На первых порах лучше вдыхать через нос, так как при этом воздух согревается и увлажняется. Дыхательные упражнения помогают быстрее восстановиться после болезни, но они не защищают от заражения COVID-19.

Дыхательная гимнастика после коронавируса

В июле Минздрав опубликовал временные методические рекомендации по медицинской реабилитации при новой коронавирусной инфекции [4]. Врачи советуют делать легкую гимнастику, начиная из положения лежа, и дополнять ее дыхательными упражнениями. Последние включают в себя чередование глубоких вдохов и выдохов, кратковременную задержку дыхания и выдохи с произношением разных звуков. В рекомендациях сделан упор на тренировку вспомогательной мускулатуры, задействованной при дыхании. Выполнять упражнения нужно в течение трех-четырех недель по два-три раза в день и только в случае, если температура тела не превышает 37,2 градуса.

Дыхательная гимнастика не исключает другие реабилитационные назначения врача: прогулки, восстановительную диету, лекарственную терапию и физиопроцедуры. Часто на фоне коронавируса обостряются хронические заболевания, поэтому восстановительный период будет проходить с учетом особенностей пациента.

Противопоказания для дыхательной гимнастики

Соблюдайте меры предосторожности, обращайтесь к врачу и не делайте дыхательные упражнения без его контроля, если [5]:

  • сохраняется повышенная температура без других симптомов;
  • появилась одышка и затрудненное дыхание;
  • присутствует боль в груди и учащенное сердцебиение;
  • возникли отеки конечностей.

Дыхательную гимнастику стоит прекратить, когда в процессе вы заметили:

  • головокружение;
  • одышку сильнее обычной;
  • боль в груди;
  • чрезмерную потливость;
  • сильную утомляемость;
  • аритмию.

Если вышеперечисленные симптомы не исчезли после прекращения упражнений, сообщите о них лечащему врачу и следуйте его указаниям.

Лучшие дыхательные упражнения для реабилитации

Диафрагмальное дыхание

Глубокое дыхание восстанавливает функцию легких с помощью диафрагмы, помогает нервной системе расслабиться и восстановиться. Это упражнение по глубокому дыханию разбито на фазы. Постепенно увеличивайте количество повторений и переходите к следующей фазе только тогда, когда сможете выполнить упражнение, не запыхавшись.

Фото: Karolina Grabowska/Unsplash

Фаза 1: глубокое дыхание на спине

Лягте на спину и согните ноги в коленях так, чтобы ступни упирались в кровать. Положите руки на живот или обхватите ими боковые стороны живота. Закройте губы и прижмите язык к небу. Вдохните через нос и втяните воздух в живот. Попытайтесь на пятом вдохе развести пальцы в стороны. Медленно выдохните через нос. Повторяйте глубокие вдохи в течение одной минуты.

Фаза 2: глубокое дыхание на животе

Лягте на живот и положите голову на руки, чтобы дать возможность дышать. Закройте губы и прижмите язык к небу. Вдохните через нос и втяните воздух в живот. Постарайтесь сосредоточиться на том, чтобы живот упирался в матрас во время дыхания. Медленно выдохните через нос. Повторяйте глубокие вдохи в течение одной минуты.

Фаза 3: глубокое дыхание сидя

Сядьте прямо на край кровати или в устойчивый стул. Обхватите руками живот. Закройте губы и прижмите язык к небу. Вдохните через нос и втяните воздух в живот, где находятся руки. Попытайтесь на вдохе развести пальцы в стороны. Медленно выдохните через нос. Повторяйте глубокие вдохи в течение одной минуты.

Фаза 4: глубокое дыхание стоя

Встаньте прямо и обхватите руками живот. Закройте рот и прижмите язык к небу. Вдохните через нос и втяните воздух в живот. Попытайтесь на вдохе развести пальцы в стороны. Медленно выдохните через нос. Повторяйте глубокие вдохи в течение одной минуты.

Зевание с улыбкой

Это упражнение включает движение с глубоким дыханием, которое помогает улучшить координацию и укрепить руки и плечи.

Сядьте прямо на край кровати или на прочный стул. Вытяните руки над головой и широко зевните. Опустите руки вниз и улыбайтесь в течение трех секунд. Повторяйте одну минуту.

Дыхание со звуком

Подключение голосовых связок при выдохе способствует увеличению выработки оксида азота в организме. Он помогает пластичности, то есть построению и восстановлению нервной системы, расширяет кровеносные сосуды, позволяя доставлять больше кислорода по всему телу. Упражнение успокаивает и снимает стресс.

Сядьте прямо на край кровати или на стул. Обхватите руками живот. С закрытыми губами и языком на небе сделайте вдох через нос и втяните воздух в живот. Попытайтесь на вдохе развести пальцы в стороны. Когда легкие наполнятся, держите губы закрытыми и выдыхайте носом, напевая «х-м-м». Обратите внимание, как руки опускаются вниз. Повторяйте в течение одной минуты.

«Дрова»

Упражнение выполняется стоя. Встаньте на носки, поднимите руки вверх и сцепите пальцы. Прогнитесь назад и резко нагнитесь вперед и вниз, будто рубите дрова. Выдох должен быть сильным и громким. Вернитесь в исходное положение и повторите несколько раз.

Фото: Robina Weermeijer/Unsplash

«Лыжник»

Поставьте ноги на ширине плеч, поднимитесь на носки. Наклоните тело немного вперед, вытяните руки вперед. Представьте, что держите лыжные палки. На выдохе усильте наклон, переведите руки вниз и назад, попружинив ими в этом положении пару секунд. В условное положение нужно возвращаться, делая глубокий диафрагмальный вдох.

Асимметричное дыхание

Суть упражнения в том, чтобы делать короткие вдохи и максимально продолжительные, неспешные выдохи в пять раз длиннее. Упражнение можно выполнять лежа, сидя или стоя.

«Кошка и корова»

Встаньте на четвереньки. На вдохе прогнитесь в пояснице, подняв таз и голову вверх, на выдохе округлите спину, опустив таз и направив взгляд вниз. Упражнение помогает не только поработать с дыханием, но и укрепить мышцы спины, обеспечивая мягкую комфортную растяжку.

Дыхание по методу Бутейко

Упражнение можно выполнять только при отсутствии очевидного дискомфорта при дыхании. Суть метода — спровоцировать кратковременный недостаток кислорода. Сделайте вдох на счет два, затем выдох на счет четыре, после чего задержите дыхание на пять секунд.

«Дыхание льва»

Примите удобное положение сидя. Можно сесть на пятки или скрестить ноги. Прижмите ладони к коленям, широко разведя пальцы. Сделайте глубокий вдох через нос и широко откройте глаза и рот, высуньте язык, опуская его кончик к подбородку. Во время выдоха через рот сожмите мышцы передней части горла, издавая длинный звук «ха». Можно направить взгляд вверх или на кончик носа. Повторите несколько раз.

Расширение диафрагмы

Лягте на спину. Положите большую книгу или стопку книг на живот прямо над пупком. Направьте взгляд в их сторону. Сделайте вдох животом, чтобы книги поднялись и опустите их на выдохе. Спина может слегка отрываться от пола. Сделайте 10-15 повторений, передохните и повторите еще два раза.

Комплекс упражнений

Врачи из Ивановской областной клинической больницы составили комплекс упражнений для восстановления после легкой и среднетяжелой формы COVID-19. Он подходит пациентам всех возрастов и может быть использован для реабилитации после пневмонии, не вызванной коронавирусом. Гимнастику следует выполнять в спокойном темпе, лежа на полу.

Комментарий эксперта

Елизавета Конева, д.м.н., главный специалист по медицинской реабилитации АО ГК «Медси», руководитель Центра восстановительной медицины Клинической больницы №1 «Медси», профессор кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова

Дыхательная гимнастика не спасет от заражения, но она показана пациентам с коронавирусной инфекцией. В период болезни, при пневмонии, мы обязательно рекомендуем делать индивидуально подобранные упражнения. У пациента, как правило, снижена мобильность, есть риск гиподинамии, поэтому дыхательные упражнения идут на пользу восстановлению. Они подбираются с учетом локализации по показателям КТ: важно понять, какая часть легких поражена, и, исходя из этого, подобрать комплексы, направленные на индивидуальную работу.

Нельзя выбирать между прогулкой на свежем воздухе и дыхательными упражнениями. Это не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые рекомендации, которым нужно следовать. Врачи назначают дыхательные упражнения при влажном кашле, для улучшения отхождения мокроты. При сухом кашле они неэффективны и могут даже ухудшить ситуацию.

Дыхательная гимнастика — это двигательная нагрузка, при которой происходит изменение сердечного ритма, направленная в том числе на включение дополнительных объемов вдыхаемого воздуха. При ковидной пневмонии меняется эластичность бронхолегочной системы, поэтому не стоит прибегать к дыхательной гимнастике самостоятельно, без консультации специалиста и комплексного лечения. В процессе выполнения упражнений важно контролировать давление и пульс. Работа направлена на улучшение дренажных функций и активизацию основной дыхательной мускулатуры.

При ОРВИ, если нет бронхолегочных осложнений, упражнения не нужны, как и при полном восстановлении после пневмонии. Если у пациента диагностирована сформированная фиброзная ткань в легких, то стоит продолжать выполнение упражнений и после болезни.

Что касается дыхательных комплексов, то нет универсальных программ, которые подойдут любому человеку. Здоровые люди могут попробовать освоить дыхательные техники, но лучше делать это после консультации со специалистом. Нужно подробно изучить анамнез пациента, определить симптоматику, хронические заболевания и индивидуальные особенности и только тогда подбирать упражнения и техники. Советую воздержаться от экспериментов со здоровьем и вовремя обращаться к врачам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector