Силовые упражнения для детей

Силовые упражнения для детей

Укрепят детский организм! Силовые тренировки для 9 лет и спортсменов постарше

Фото 1

Силовые занятия при правильной постановке техники укрепляют детский скелет, ускоряют метаболизм, развивают выносливость и силу.

Как следствие, улучшаются показатели в спортивных дисциплинах (танцы, единоборства, бокс, лёгкая атлетика, командные игры и прочее).

Силовые тренировки для детей

Ребёнок — маленький человек, у которого ещё не до конца сформировался опорно-двигательный аппарат, происходит бурный рост и развитие мышц и костей, и «кипит» неудержимая энергия.

Как и когда заниматься

Фото 2

Подход к детским тренировкам, в том числе и силовым, выстраивается с учётом психофизического развития конкретного ребёнка.

Гнаться за «олимпийскими» показателями не стоит. Лучше делать упор на правильную технику выполнения упражнений, на качество, а не на количество.

Занятия проводят с учётом физических возможностей маленького спортсмена. Каждый ребёнок в своём развитии проходит определённые стадии, ведь что хорошо для 6-летнего малыша, не совсем подходит для 13-летнего подростка.

Специалисты рекомендуют встраивать в тренировочный график силовые нагрузки 2—3 раза в неделю. Занятия возможны уже с 3—5 лет. Простые упражнения с весом собственного тела (отжимания, подъёмы ног, корпуса, подтягивания). В 6—9 лет дети занимаются с небольшими спортивными снарядами. Школьники, более подготовлены, и в их тренинг включают упражнения с гантелями (с небольшим весом), гимнастической палкой.

Безопасный тренинг для детей

Главные риски при силовых занятиях с детьми — получение травмы. Во время упражнений необходимо присутствие подготовленного и квалифицированного тренера. Детей ни на минуту нельзя оставлять одних.

Фото 3

Правильная техника выполнения нагрузок убережёт от возможных опасностей. Только убедившись, что ребёнок все правильно делает переходят к прогрессирующей тренировке.

Причём такая прогрессия будет минимальной. Потому что все равно нельзя накачать мышцы до наступления пубертата. При этом излишняя нагрузка чревата разрывами сухожилий, растяжениями мышц.

Силовые тренировки для детей нацелены на результат в долгосрочной перспективе. Поэтому в таких нагрузках главное — систематичность и регулярность. Нужно выстраивать занятия так, чтобы интерес ребёнка к ним не угасал.

Силовые тренировки для подростков

Пубертатный период — особый этап развития ребёнка. Появляется мощный гормональный фон, который сказывается на жизни молодого человека, в том числе и на результатах тренинга. Так, благодаря преобладанию тестостерона, юноши уже могут целенаправленно тренироваться на достижение рельефа.

Основные правила

Реалии школьной жизни таковы, что 100% здоровых детей мало. У большинства есть те или иные проблемы. Особенно это выражено на спине: искривление осанки и сутулость стали частыми диагнозами в медкартах у школьников. Поэтому на первом этапе силовых нагрузок для подростка стоит уделить внимание укреплению мышц спины. В приоритете плавание, занятия на турнике (подтягивания, вис).

Внимание! Переходить на полноценные силовые упражнения на тренажёрах или с внушительными отягощениями можно только тогда, когда рост уже прекратился. В среднем, это происходит к 18—20 годам. До этого момента, существует ряд требований и правил в подростковой силовой тренировке.

Затем плавно добавляются упражнения, которые задействуют собственный вес: отжимания, подтягивание ног, и прочее. И в конце подключить «тяжёлую артиллерию» в виде небольшого веса (как максимум половина от веса тренирующегося спортсмена).

Фото 4

Фото 1. Процесс отжиманий школьников. На полу установлены специальные блоки, до которых подростки должны дотронуться грудью.

При подборе нагрузки стоит учитывать то, что если легко удаётся выполнить упражнение с весом более 15 раз, значит следует его увеличить. Если делать упражнение 15 раз тяжело, то — уменьшать вес.

Рекомендации

До 16 лет полезно заниматься плаванием, использовать в тренировках упражнения, задействующие вес тела. А после 16-летия, добавить штангу и гантели, но весом не более 50% от собственного.

Тяжёлые классические нагрузки такие, как становая тяга, подъёмы на бицепс, жим штанги стоя не рекомендуется выполнять до достижения 17-летнего возраста.

Сосредоточенное и вдумчивое выполнение упражнений в умеренном, среднем темпе приносит куда большую пользу подростку, чем неправильно наспех сделанный тренинг.

План занятий для ребёнка от 6 до 9 лет

Преобладающая деятельность младшего школьника ещё игровая. Поэтому стоит включать игровые комбинации и соревновательные моменты в тренировочную программу. Однообразные занятия будут слишком утомительны для молодого неокрепшего организма. Длительность тренинга 40—45 минут.

Вначале следует подготовить ребёнка к активной нагрузке: разминка 5—10 минут. В неё включают лёгкий бег и быструю ходьбу, а также прыжки со скакалкой.

Фото 5

Фото 2. Пример разминки для ребенка перед выполнением силовой тренировки. Всего в разминочный комплекс включено 13 упражнений.

В основной части тренировки будут упражнения с инвентарём (гимнастической палкой или мячом), на улучшение баланса, и уже после — силовые. Подъём и опускание, повороты и наклоны с мячом или гимнастической палкой тренируют руки, плечи, грудь, ноги, живот. Круговые движения кистей рук, в локтях и в ногах способны проработать суставы, а также развивают чувство баланса и улучшают амплитуду движений.

Упражнения с использованием веса собственного тела, такие как отжимания и подтягивания в облегчённом виде. Отжимания делают с колен или от скамьи, подтягивания — с упором на перекладину или с поддержкой.

Приседания, подъём ног и туловища из положения лёжа, отжимания и подтягивания делаются по 10—15 раз. Другие упражнения выполняются в 2—6 подходов, 6—12 раз.

В конце тренировки идёт заминка. Выполняется несколько простых упражнений для растяжки.

Методика силовой подготовки школьников

Ребёнок 10—17 лет уже концентрируется на многократном повторении упражнения. Силовая нагрузка выполняется, в том числе и во дворе, с использованием тренажёров типа брусья, турник, перекладины, канаты и прочее. Такая подготовка осуществляется на уроках физкультуры.

Фото 6

Основополагающая цель физической тренировки у школьников — общее оздоровление.

Кроме того, регулярные занятия силовым тренингом помогают закреплению полученных результатов, вовлекают школьников в активную и полезную деятельность.

Задачи

Методика силовой подготовки старшеклассников решает следующие задачи:

  • гармонично развить мышцы опорно-двигательного аппарата;
  • приобрести жизненно важные умения и навыки, а также разносторонне развивать силовые способности;
  • создать «базу» для дальнейшего роста в конкретном направлении спортивной деятельности.

Комплекс упражнений на развитие мышц всего тела

Фото 7

В начале занятия целесообразно «прогреть» и размять все группы мышц. Разминка длится 5—20 минут.

Основная программа тренировки:

  • 8—15 отжиманий в упоре на брусьях (для мальчиков), или от пола (скамьи, лавки, для девочек);
  • 5—10 подтягиваний на высокой или низкой перекладине хватом сверху;
  • 8—15 поднятий ног к перекладине либо 10—14 подъёмов прямых ног в положении лёжа;
  • 5—10 подтягиваний хватом снизу (для мальчиков на высокой перекладине, для девочек на низкой);
  • 8—15 отжиманий в упоре на брусьях или от скамьи;
  • 5—8 подъёмов ног к перекладине или 8—10 подъёмов прямых ног в положении лёжа;
  • 4—8 подтягиваний широким хватом;
  • 10—20 поднятий ног лёжа животом на наклонной гимнастической лавке;
  • 5—10 выпрыгиваний вверх, отталкиваясь одной ногой со скамьи попеременно;
  • 10—15 сгибаний и разгибаний туловища, сидя поперёк скамьи с закреплёнными ногами.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором демонстрируется пример силовой тренировки для ребенка.

Влияние силовой тренировки на рост ребенка

Нет ни одного достоверного исследования, которое подтвердило бы отрицательное влияние умеренных силовых нагрузок на рост. Те немногочисленные примеры, когда родители тренировали своего ребёнка как тяжелоатлета, подтверждают то, что такие занятия никак не влияют на рост, и дети вырастают крепкими и здоровыми.

Силовые упражнения для дошкольников

О том, что детям полезно заниматься физическими упражнениями, знает практически каждый родитель. А вот можно ли детям выполнять и нужны ли им силовые упражнения? И сколько времени им должно отводиться на физкультурные занятия? С какого возраста их выполнять?

Полагаю, что на эти и другие подобные вопросы сумеют дать правильный ответ не все родители, ибо потребуются знания, хотя бы в общих чертах, возрастной физиологии ребёнка.

Как известно, от рождения до 2-3 лет (ранний возраст) ребёнок последовательно приобретает способность удерживать голову, сидеть, стоять, поворачивать туловище в положении лёжа, затем – ползать на четвереньках, далее – вставать и, наконец, ходить и бегать. В этом возрасте нет смысла говорить о каких-либо силовых упражнениях: малышу необходимы специальная гимнастика, водные и закаливающие процедуры, массаж — и всё это под неусыпным оком специалиста или родителя.

Другое дело — дети, достигшие трёх-четырёх лет, или, как принято называть в педагогике, дошкольного возраста. Именно в этом возрасте интенсивно идут процессы роста и увеличения массы тела (рост прибавляется примерно на 6 см, а масса тела ребёнка повышается на 2 кг в год), совершенствуются движения, укрепляется мышечная система, вследствие чего дети становятся заметно тоньше, отличаясь этим от малышей до 3 лет.

Существуют правила проведения занятий с малышами:

1. Продолжительност ь занятий с детьми 4 лет должна составлять 15-20 минут, соответственно с детками 5-7 лет — 20-30 мин.

2. В одно занятие рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений.

3. Каждое упражнение необходимо выполнять от двух до шести раз в зависимости от возрастных особенностей и двигательной подготовленности ребёнка.

4. Не забывайте чередовать упражнения с отдыхом.

5. Силовые упражнения должны быть преподаны ребёнку в виде имитационных движений и игр.

6. Каждому упражнению придумайте шутливое название.

7. Комплекс должен состоять из упражнений на различные мышечные группы, развивающие разнообразные физические качества.

8. Соблюдайте правило постепенности и последовательнос ти.

9. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка.

Зная эти девять правил, каждый из Вас сможет правильно подобрать упражнения для малышей и грамотно составить комплекс. А пока мы предлагаем Вам разучить с детьми следующие упражнения.

Комплекс силовых упражнений для детей 4-6 лет:

И.П.: стойка – ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.

И.П.: стойка – ноги врозь, руки в стороны. Поочерёдно волнообразные движения руками, напрягая руки в конечной фазе.

И.П.: стойка – ноги вместе, руки параллельно корпусу вниз. На каждый счёт вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.

И.П.: стойка ноги на ширине плеч с наклоном корпуса вперед, держим руки — в стороны. На каждый счёт вращение корпуса то вправо, то влево.

И.П.: упор лёжа, передвигаться вперёд на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.

И.П.: лёжа на спине в упоре на предплечьях, ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочерёдно делать скрёстные движения выпрямленными ногами.

И.П.: лёжа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться.

И.П.: упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног, постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.

И.П.: упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперёд. Спину держать ровно.

И.П.: стойка ноги вместе, руки внизу. Сильно оттолкнуться от пола, в высшей точке пригнуть ноги и прижать их к груди. Приземлившись снова повторить прыжок.

Силовые упражнения в парах для детей:

И.П.: стоя лицом друг к другу на дистанции согнутых рук, упираясь друг в друга ладонями. На каждый счёт осуществлять сгибание и разгибание правой, а затем левой руки.

И.П.: стоя друг напротив друга и взявшись за руки, выполнять по очереди приседания.

И.П.: сидя, согнув ноги, упираясь ступнями в ступни партнера. На каждый счёт поочерёдно выполнять сгибание и разгибание ног.

И.П.: сидя, согнув ноги, упираясь ступнями в ступни партнера, взяться за руки. 1 — упираясь в стопы партнера, потянуть его на себя, отклоняя корпус назад; 2 — то же самое выполняет партнер.

И.П.: сидя согнув ноги. По команде «Марш!», помогая руками и ногами продвигаться вперёд, а затем назад.

И.П.: стоя друг напротив друга на дистанции шага, взяться за руки. Удерживая равновесие на одной ноге, отвести назад другую. Упражнение можно усложнить, выполняя его одновременно, а не по очереди.

И.П.: стоя друг напротив друга на дистанции шага, взяться за руки. 1-2 — оба партнера одновременно приседают на правой ноге, левая вперёд; 3-4 – вернуться в и.п.

И.П.: упор лёжа на слегка согнутых руках, располагаясь друг напротив друга. 1-2 — прогнуться, выпрямить руки и согнутыми в коленях ногами достать голову. Постараться как можно дольше удерживать позу.

И.П.: сидя ноги вместе лицом друг к другу, стопы на одной линии. Поднимая прямые ноги вверх по кругу, пронести их над стопами партнера и опустить с другой стороны. Затем партнер выполняет то же самое. Упражнение можно выполнять, не останавливаясь, описывая поочередно круг в воздухе.

10. «Стойкий оловянный солдатик».

И.П.: стойка ноги вместе, руки на поясе. 1-2 — согнуть правую в колене и опереться о голень левой. Удерживать равновесие как можно дольше. Затем проделать то же на другой ноге.

И.П.: стоя напротив друг друга, сцепиться правыми руками, левая на поясе. Кружение в парах в правую сторону. Затем сменить руки и кружиться влево. Упражнение можно усложнить, выполняя кружение спиной.

Документы для скачивания:

Содержимое файтов:

Документ

О том, что детям полезно заниматься физическими упражнениями, знает практически каждый родитель. А вот можно ли детям выполнять и нужны ли им силовые упражнения? И сколько времени им должно отводиться на физкультурные занятия? С какого возраста их выполнят ь? Полагаю, что на эти и другие подобные вопросы сумеют дать правильный ответ не все родители, ибо потребуются знания, хотя бы в общих чертах, возрастной физиологии ребёнка. Как известно, от рождения до 2- 3 лет( ранний возраст) ребёнок последовательно пр иобретает способность удерживать голову, сиде ть, стоять, поворачивать туловищ е в положении лёжа, затем – ползать на четвереньках, далее – вставать и, наконец, ходить и бегать. В этом возрасте нет смысла говорить о каких- либо силовых упражнениях: малышу нео бходимы специальная гимнастика, водные и закаливающие процедуры, массаж — и всё это под неусыпным оком специалиста или родителя. Другое дело — дети, достигшие трёх- четырёх лет, или, как принято называть в педагогике, дошкольного возраста. Именно в этом во зрасте интенсивно идут процессы роста и увеличения массы тела( рост прибавляется примерно на 6 см, а масса тела ребёнка повышается на 2 кг в год) , совершенствуются движения, укрепляется мышечная система, вследствие чего дети становятся заметно тоньше, отли чаясь этим от малышей до 3 лет. Существуют правила проведения занятий с малышами: 1. Продолжительность занятий с детьми 4 лет должна составлять 15- 20 минут, соответственно с детками 5- 7 лет — 20- 30 мин. 2. В одно занятие рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений. 3. Каждое упражнение необходимо выполнять от двух до шести раз в зависимости от возрастных особенностей и двигательной подготовленности ребёнка. 4. Не забывайте чередовать упражнения с отдыхом. 5. Силовые упражнения должны быть преподаны ребёнк у в виде имитационных движений и игр. 6. Каждому упражнению придумайте шутливое название. 7. Комплекс должен состоять из упражнений на различные мышечные группы, развивающие разнообразные физические качества. 8. Соблюдайте правило постепенности и последова тельности. 9. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка. Зная эти девять правил, каждый из Вас сможет правильно подобрать упражнения для малышей и грамотно составить комплекс. А пока мы предлагаем Вам разучить с детьми следующие упражнения. . . Комплекс силовых упражнений для детей 4- 6 лет: 1. «Маятник». И. П. : стойка – ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы вправо, влево, вперед, назад. 2. «Волна». И. П. : стойка – ноги врозь, руки в стороны. Поочерёдно волнообраз ные движения руками, напрягая руки в конечной фазе. 3. «Вертушка». И. П. : стойка – ноги вместе, руки параллельно корпусу вниз. На каждый счёт вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота. 4. «Мельница». И. П. : стойка ноги на ширине плеч с наклоном корпуса вперед, держим руки- в стороны. На каждый счёт вращение корпуса то вправо, то влево. 5. «Крокодильчик». И. П. : упор лёжа, передвигаться вперёд на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помог ать. 6. «Ножницы». И. П. : лёжа на спине в упоре на предплечьях, ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочерёдно делать скрёстные движения выпрямленными ногами. 7. «Качели». И. П. : лёжа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взять ся руками за голени ног, прогнуться и покачаться. 8. «Лягушка». И. П. : упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног, постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать. 9. «Зайчик». И. П. : упор присев, рук и на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперёд. Спину держать ровно. 10. «Кенгуру». И. П. : стойка ноги вместе, руки внизу. Сильно оттолкнуться от пола, в высшей точке пригнуть ноги и прижать их к груди. Приземлившись снова повтори ть прыжок. Силовые упражнения в парах для детей: 1. «Пружинка». И. П. : стоя лицом друг к другу на дистанции согнутых рук, упираясь друг в друга ладонями. На каждый счёт осуществлять сгибание и разгибание правой, а затем левой руки. 2. «Качели». И. П. : стоя друг напротив друга и взявшись за руки, выполнять по очереди приседания. 3. «Велосипед». И. П. : сидя, согнув ноги, упираясь ступнями в ступни партнера. На каждый счёт поочерёдно выполнять сгибание и разгибание ног. 4. «На лодочке». И. П. : сидя, согнув ноги, упираясь ступнями в ступни партнера, взяться за руки. 1 — упираясь в стопы партнера, потянуть его на себя, отклоняя корпус назад; 2 — то же самое выполняет партнер. 5. «Гусеница». И. П. : сидя согнув ноги. По команде «Марш! », помогая руками и ногами продвигаться вперёд, а затем назад. 6. «Ласточка». И. П. : стоя друг напротив друга на дистанции шага, взяться за руки. Удерживая равновесие на одной ноге, отвести назад другую. Упражнение можно усложнить, выполняя его одновременно, а не по очереди. 7. «Пистолетик». И. П. : стоя друг напротив друга на дистанции шага, взяться за руки. 1- 2 — оба партнера одновременно приседают на правой ноге, левая вперёд; 3- 4 – вернуться в и. п. 8. «Корзиночка». И. П. : упор лёжа на слегка согнутых руках, располагаясь друг напротив друга. 1- 2 — прогнуться, выпрямить руки и согнутыми в коленях ногами достать голову. Постараться как можно дольше удерживать позу. 9. «Вертолёт». И. П. : сидя ноги вместе лицом друг к друг у, стопы на одной линии. Поднимая прямые ноги вверх по кругу, пронести их над стопами партнера и опустить с другой стороны. Затем партнер выполняет то же самое. Упражнение можно выполнять, не останавливаясь, описывая поочередно круг в воздухе. 10. «Стойкий оловянный солдатик». И. П. : стойка ноги вместе, руки на поясе. 1- 2 — согнуть правую в колене и опереться о голень левой. Удерживать равновесие как можно дольше. Затем проделать то же на другой ноге. 11. «Карусель». И. П. : стоя напротив друг друга, сцепиться правыми руками, левая на поясе. Кружение в парах в правую сторону. Затем сменить руки и кружиться влево. Упражнение можно усложнить, выполняя кружение спиной.

Силовые тренировки для детей и подростков

Силовая тренировка детей и подростков [ править | править код ]

В течение долгого времени у специалистов не было единого мнения относительно пользы силовой тренировки в детском и юношеском возрасте. Основной предмет разногласий состоял в том, как соотносятся между собой полезное воздействие силовой тренировки с тем риском, который она может представлять для еще не полностью развитого опорно-двигательного аппарата растущего организма.

И все-таки проведение силовой тренировки прежде всего у молодых профессиональных спортсменов показало, что уже в доподростковом возрасте возможно в значительной степени тренировать максимальную силу, что поддерживает спортивную работоспособность (Falk, Tenenbaum, 1996). В результате кратковременной (в течение 8-20 нед.) тренировки у детей доподросткового возраста уже наблюдался значительный прирост силы — до 30% (Faigenbaum et al., 2000). Таким образом, относительный прирост силы у детей находится примерно на таком же уровне, как у взрослых спортсменов. Одновременно предполагается, что силовая тренировка детей, так же как и взрослых, обеспечивает профилактический эффект, предупреждающий травмы опорно-двигательного аппарата, и оказывает положительное воздействие на сердечнососудистую систему.

Исследование: Школьники перестают заниматься спортом, поступив в ВУЗ [ править | править код ]

Учеба в университете негативно сказывается на уровне физической активности подростков, считают ученые из Канады. Чем старше становятся юноши или девушки, тем меньше времени они уделяют спорту и поддержанию себя в форме. В исследовании приняли участие 683 школьника в возрасте 12-15 лет, за которыми наблюдали в течение 12 последующих лет, проводя интервью дважды в год. В результате оказалось, что уровень физической активности за это время снизился на 24%. Особенно заметным это было в момент окончания школы и поступления в ВУЗ. Интересно, что у девушек уровень физической активности снижается меньше, чем у юношей. При этом, в школе обычно мальчики больше времени двигаются и занимаются спортом, чем девочки. Возможно, девочки становятся менее физически активными еще до окончания школы, когда у них начинается период полового созревания. [1]

Читайте также  Талия упражнения на талию

Исследование: К концу первого года обучения в школах уже нет абсолютно здоровых детей [ править | править код ]

В течении 15 лет в России проводится мониторинг здоровья российских школьников. По словам директора НИИ педиатрии Минздрава России Лейлы Намазовой-Барановой, количество детей с функциональными отклонениями и с хроническими заболеваниями растет с каждым годом. Истоки болезней, которые расцветают в школьные годы, лежат еще в младенчестве – абсолютно здоровыми приходят в первый класс, не более 5% детей. Лейла Намазова-Баранова привела в пример часто встречающуюся у современных детей проблему – дистонию, когда наблюдаются различия в тонусе разных мышц. Если этой проблемой не заниматься с самых ранних лет, расстройство усугубляется, когда детям приходится проводить многочисленные часы за партой.

В младших классах организм ребенка адаптируется к новым для себя условиям существования. В числе главных проблем, с которым сталкиваются дети в этот период — дефицит сна (его испытывают более 60% детей 1-2 классов и уже более 80% учеников 3-4 классов), недостаточная физическая активность (более 50% детей младшего школьного возраста). Большинство детей посещают дополнительные занятия, что также перегружает организм. Доля детей с нормальным физическим развитием к 4 классу снижается с 80% до 67%, а неблагоприятное течение адаптации способствует повышению числа часто болеющих детей. [2]

Физиологические основы развития силы у детей и подростков [ править | править код ]

Так же как и у женщин, у детей доподросткового возраста практически не наблюдается количественных изменений тестостерона в сыворотке крови после критической силовой нагрузки (Malina et al., 2006). Такое отсутствие или ослабление анаболического сигнала сказывается и на мышечной адаптации. Так, в проводившихся ранее исследованиях значительного увеличения площади поперечного сечения мышечных волокон в большинстве случаев не наблюдалось, т. к. применявшиеся тогда антропометрические методы измерения не обладали достаточной чувствительностью.

Только в более поздних публикациях приведены результаты исследований посредством современных методов измерения, таких как магнитно-резонансная томография (МРТ). Они показывают, что и у детей доподросткового возраста наблюдается легкая гипертрофия мышц (Behm et al., 2008).

Увеличение максимальной силы объясняется главным образом процессами нервно-мышечной адаптации за счет повышения меж- и внутримышечной активизации (Blimkie etal., 1993). Считается, что решающую роль здесь играет синхронизация рекрутирования мышц. Также некоторые данные свидетельствуют о том, что у детей доподросткового возраста потенциал нервно-мышечной активизации волокон типа II ниже, чем у подростков в период полового созревания и у молодых людей до 21 года (Cohen et al., 2010).

Дальнейшие потенциальные эффекты увеличения силы связывают с изменениями количества сократительных белков (изоформ миозина) и соединительной ткани мышц.

Только при наступлении периода полового созревания наблюдается анаболическое воздействие тестостерона на морфологию и функцию мышц у мальчиков. На этом этапе и без тренировок максимальная сила возрастает, а площадь поперечного сечения мышечных волокон увеличивается. Тренировка усиливает эти процессы и способствует гипертрофии мышц, которые постепенно начинают становиться похожими на мышцы взрослого.

Воздействие тренировки на опорно-двигательный аппарат у детей [ править | править код ]

Силовая тренировка в детском возрасте может оказать положительное влияние на формирование костей и их плотность (Naughton et al., 2000). По сравнению с юношами, ведущими активный образ жизни, у юношей-тяжелоаглетов отмечается более высокая плотность костей. Улучшение структуры костей считается одним из важнейших факторов профилактики травм у молодых спортсменов. Некоторые даже считают, что тренировка в доподростковом возрасте оказывает значительное влияние на минерализацию костей и их кортикальную структуру (Bass et al., 2000). Не исключено, что такие изменения будут иметь долгосрочное положительное воздействие вплоть до профилактики остеопороза в пожилом возрасте (Naughton et al., 2000). Кроме того, подобные силовые тренировки рекомендуется проводить у спортсменов-профессиона-лов — они компенсируют однообразие тренировок, характерное для определенных видов спорта. При однообразной тренировке, когда с самого начала во главе угла лежит определенная специализация, на самых ранних этапах уже существует риск возникновения мышечного дисбаланса, который провоцирует неправильную осанку и увеличивает риск получения травм (рис. 3.10).

Запомните: Силовая тренировка в детском и юношеском возрасте при условии учета основных рекомендаций может компенсировать мышечный дисбаланс, характерный для того или иного вида спорта.

Риски силовой тренировки в детском и юношеском возрасте [ править | править код ]

В результате изучения отдельных случаев были выявлены примеры повреждения эпифизов лучезапястных суставов и позвоночника у детей, занимавшихся силовой тренировкой. Однако такие случаи достаточно редки и вызваны, как правило, неправильной техникой подъема тяжестей, слишком высокой весовой нагрузкой или ошибкой тренера (Risser et al., 1990). Кроме того, большое количество повреждений происходит при тренировке в домашних условиях без присмотра. Наиболее частый вид повреждений — это растяжение мышц, составляющее 40-70 % от общего числа возможных травм. Растяжение возникает в основном в мышцах кисти, предплечья, нижнего отдела спины или бедер.

Слабыми местами в опорно-двигательном аппарате ребенка считаются так называемые зоны роста кости. При соблюдении всех правил силовой тренировки эти повреждения очень редки. Очень немногие исследования описывают переломы в районе эпифизов у юношей-тяжелоатлетов. Такие переломы возникали только при поднимании рук над головой при максимальной нагрузке. За исключением отдельных случаев при соблюдении всех правил и участии тренера силовая тренировка не оказывает отрицательного влияния на опорно-двигательный аппарат детей и подростков.

То же самое можно сказать про нагрузку на их сердечно-сосудистую систему. Для здорового подростка не существует никакой опасности или возможности отрицательного воздействия силовой тренировки.

Запомните: Детям и подросткам, которые заинтересованы в улучшении своих спортивных способностей, большую пользу принесет силовая тренировка, если она проводится регулярно и под контролем тренера. Если целью является при этом достижение долгосрочных результатов и улучшение здоровья, необходимо сочетать силовую тренировку с аэробной тренировкой выносливости.

Рекомендации по функциональной тренировке детей [ править | править код ]

Детей и подростков нельзя рассматривать как «маленьких взрослых», и поэтому недостаточно планировать тренировку для них, просто уменьшая требования, предъявляемые к тренировке взрослых. Тренировка детей и подростков должна быть систематической и рассчитанной на длительное время. Поскольку детский организм находится на стадии развития, перед началом регулярных тренировок необходимо медицинское обследование, в результате которого должна быть подтверждена годность к занятиям спортом и возможно раннее выявление факторов риска (например, врожденный порок сердца или высокое артериальное давление в детском возрасте). Также прежде, чем начинать тренировки, важно определить риск травм и соотнести его с целями тренировки.

На начальных этапах дети и подростки должны выполнять упражнения с малым сопротивлением. Затем, когда они уже овладеют техникой выполнения и смогут правильно сделать 8-15 повторений, весовую нагрузку можно постепенно увеличивать. Главным правилом является очень плавное и медленное повышение нагрузки. При этих занятиях не рекомендуются культуристическая тренировка и тренировка с использованием максимальной нагрузки, направленная на достижение высоких результатов на соревнованиях. В случае тренировки с использованием тренажеров необходимо учитывать то, что тренажеры обычно рассчитаны на взрослых и очень часто непригодны для тренировки детей, которая должна отвечать определенным функциональным требованиям. Кроме того, силовая тренировка в детском и особенно в юношеском возрасте должна быть ориентирована на развитие физических способностей и поэтому должна охватывать все важные группы мышц. Движения должны выполняться с полной амплитудой, чтобы сохранить и развить подвижность суставов и их функции.

Для достижения долгосрочных положительных результатов необходимо тренироваться не реже 2 раз в неделю. Тренировки чаще 4 раз в неделю не приносят каких-либо дополнительных результатов (Faigenbaum, 2000). Важно, чтобы тренировки включали большое количество различных упражнений, предусматривали активные фазы восстановления, а также свободные дни. Тренеры должны, как и при работе с начинающими или тренирующимися, принадлежащими к какой-либо группе риска, при тренировке детей особое внимание обращать на возможность возникновения симптомов перегрузки. Помимо боли в каком-либо отделе опорно-двигательного аппарата, такими симптомами могут являться головокружение и тошнота.

Силовая тренировка в детском и юношеском возрасте всегда должна рассматриваться как элемент многосторонней программы тренировок. С медицинской точки зрения рекомендуется сочетание силовой тренировки с тренировкой аэробной выносливости, что позволяет равномерно развивать основные двигательные функции организма (Behm et al., 2008).

Внимание: Обращайте особое внимание на возможные симптомы перегрузки (перетренированности).

Как изменить свою жизнь к лучшему? Программа тренировок для детей и подростков

Тренировка детей

Ваш ребенок или подросток хочет укрепить свои силы и выносливость? Педиатры и тренеры по фитнесу для молодежи говорят, что вводить молодых людей в контролируемые, прогрессивные тренировки веса безопасно и полезно.

Преимущества силовых тренировок для детей

Упражнения на сопротивление, используемые в силовых тренировках, повышают мышечную силу и выносливость. Это увеличивает сухую массу тела и улучшает обмен веществ, что особенно полезно для детей с избыточным весом. Регулярные силовые тренировки полезны для здоровья сердца, уровня холестерина и формирования прочных костей. Силовые тренировки также являются частью программ по снижению травматизма коленного сустава у девочек. Это может помочь улучшить спортивные результаты, но еще более важно то, что это формирует привычку заниматься фитнесом, которая может служить ребенку на протяжении всей жизни.

В каком возрасте начинать силовые тренировки?

Тренировка силы необходима, как только ребенок сможет поддерживать равновесие и постуральный контроль, слушать и следовать указаниям. Обычно это возраст около 7-8 лет, но это зависит от уровня зрелости вашего ребенка. Хотя дети в возрасте до 10 лет могут набраться сил, тренируясь с весом, подростки в возрасте от 10 до 15 лет, как правило, являются наиболее заинтересованной группой. Вашему ребенку также следует захотеть заниматься этим видом деятельности и быть готовым к многократным тренировкам в неделю.

Силовые тренировки для детей — это не тяжелая атлетика, пауэрлифтинг или культуризм в их самых чистых формах, которые направлены на соревнования. Эти различия должны быть понятны родителям, тренерам и детям.

Подготовка к весовой тренировке

Прежде чем подросток начнет официальную программу силовых тренировок, рекомендуется пройти обследование у педиатра или врача спортивной медицины. Есть несколько условий, при которых не рекомендуется тренировка веса, в том числе для детей с неконтролируемым высоким артериальным давлением, судорожными расстройствами или прошедших химиотерапию от рака у детей.

Квалифицированный тренер, имеющий некоторый опыт в обучении подростков, должен постоянно контролировать участников, особенно для групп, которые могут потерять концентрацию. Рекомендуемое соотношение числа инструкторов к числу детей должно составлять 1:10 (или менее). Лучше всего начать с индивидуальных занятий с персонального тренера.

Хорошая форма и прогрессирование нагрузок с течением времени важны для любого начинающего тренера, но особенно для развивающихся и незрелых тел. Всегда помните о требованиях безопасности, включая правильную технику и правильный выбор веса. Соревнования между друзьями или другими детьми в тренировочной группе могут привести к выбору слишком тяжелого веса или использованию неправильной техники, что может привести к травмам.

При выборе места для тренировок следует обратить внимание на хорошо оборудованный тренажерный зал, оснащенный оборудованием, которое можно регулировать в соответствии с легкими нагрузками, которые требуются подросткам, менее выносливым, чем взрослые. Если тренажерный зал не подходит, то легкие гантели или упражнения в весе тела могут быть заменены машинным оборудованием и штангами.

Элементы программы тренировок

Учитывая важность хорошей формы и техники подъема, основными переменными являются тип упражнений, выбор веса, повторения и наборы упражнений. Ниже приведен пример с поднятием гантелей

  • Перед тренировкой убедитесь, что вы принимаете достаточное количество пищи и жидкости, желательно с содержанием углеводов.
  • Сначала разминка. Это может включать пробежку или бег на месте, легкая растяжка.
  • Продемонстрировать правильную форму и технику. Например, при подъёме гантели вес должен быть достаточно легким, чтобы другие части тела не попадали в движение для поднятия веса.
  • Выберите вес, допускающий не менее 12 повторений и предпочтительно 15. Благодаря этому вес достаточно мал, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки на суставы и развивающиеся хрящи и кости, что является одной из областей потенциального риска для тренировок веса у детей.
  • Двух подходов для каждого упражнения, вероятно, достаточно для маленьких детей.
  • Выполняйте от шести до десяти упражнений в зависимости от возраста, физической подготовки и зрелости. Количество упражнений и вес можно постепенно увеличивать по мере взросления или роста ребенка.
  • Надзор в максимально возможной степени. Родители должны взять на себя некоторую ответственность за изучение нескольких основ силовых тренировок, чтобы знать, что является правильным.
  • Охладитесь, используя растяжки и мягкую гимнастику.
  • Двух занятий каждую неделю достаточно — максимум три. Дети и подростки должны иметь, по крайней мере, один день в промежутке между тренировками
  • Сделайте тренировку веселой, возможно, с помощью музыки. Скука быстро приходит к младшим детям и может привести к небрежному поведению.

Образец программы тренировки подростков и детей

Ниже приведена типичная тренировка силовых упражнений для подростков в возрасте от 12 до 15 лет, как для девочек, так и для мальчиков.
Разогрев: Продолжительность разминки должна составлять от 10 до 15 минут, чтобы кровь циркулировала в мышцах, подготавливая их к нагрузке, под которой они будут находиться во время тренировки. Разогревайтесь с аэробной активностью в течение 10-15 минут, затем перед каждым упражнением выполняйте несколько подъемов без нагрузки веса. Это поможет организму и разуму познакомиться с правильной формой каждого упражнения, что имеет решающее значение для безопасности и эффективности.

Упражнения: Все упражнения выполняются в 2 сетах и 10 повторениях.

  1. Приседания со штангой на плечах
  2. Жим гантелей лёжа
  3. Тяга нижнего блока
  4. Подъём гантелей на бицепс
  5. Разгибание на блоке на трицес
  6. Мёртвая тяга
  7. Скручивания
  8. Тяга в наклоне
  9. Тяга верхнего блока

Заминка: Рекомендуется также хорошая заминка с легким растяжением, от 5 до 10 минут.

Расписание: Два-три раза в неделю. Тренировка должна длиться от 20 до 30 минут.

Прогрессия: Взрослым рекомендуется увеличивать вес не более чем на 10 процентов в неделю, но дети должны прибавлять вес еще медленнее. Научите ребенка использовать постепенное прогрессирование. Прогрессия также может быть достигнута путем увеличения количества наборов или упражнений на набор.

Силовые упражнения для детей

Допустим, вы всей душой любите тренажерный зал и уже наскучили всем родственникам призывами тоже пойти тренироваться. Мужа/жену вы уже затащили в зал, но вам этого мало. Кого еще? Не дело, когда в семье так мало «качков». Ах да, у вас же еще есть ребенок. И вот вы уже смело открываете детскую комнату, отрываете наследника от планшета и ведете его в зал…

К сожалению, не все родители настолько решительны. Чаще можно встретить тех, кто будет откармливать дитя плюшками, скачивать ему новые мультики на новый гаджет, лишь бы был доволен. Никаких гулять во дворе, ползать по деревьям и бегать по гаражам. Тем более тренажерный зал, ведь там он гантель на ногу уронит, пальчик снарядом прищемит, да и вообще… И вот все в классе бегают на физкультуре, а ваш пухляш… А у вашего пухляша освобождение. Зато умненьким вырастет.

А как на самом деле? Нужны ли детям силовые тренировки и с какого возраста можно начинать, чтобы не навредить?

Частенько можно встретить аргументы в пользу мифа про «будешь поднимать штангу — не вырастешь», типа вот посмотрите на тех, кто занимается тяжелой атлетикой, или бодибилдеров, они ж только вширь растут. Штанга их приплющила, наверное, а волейболисты и баскетболисты выросли, потому что мячик кидали.

В реальности все иначе — это специфика самого спорта подбирает определенный тип людей. В волейбол идут те, кому позволяет высокий рост, а в тяжелую атлетику идут коренастые и невысокие. Потому что рост в определенном виде спорта может дать своё преимущество. Баскетболисты выше прыгают, им легче достать до мяча. А у тяжелоатлетов, наоборот, чем «ближе к земле», тем меньшая амплитуда у штанги. Плюс ко всему частенько низкорослые люди комплексуют и пытаются компенсировать «недостаток» набором мышечной массы и силы.

Некоторые далекие от спорта люди говорят, что нагрузка на кости в раннем возрасте остановит рост этих костей. Даже звучит смешно. То есть если ребенок будет, к примеру, приседать со штангой, то кости на ногах не вырастут, а нагрузки на кости рук нет — и они вырастут? И будет такой «квазимодо». И вот такие «специалисты» предлагают начинать тренировки только тогда, когда рост костей уже прекращен, чтобы не навредить. То есть после 25.

Конечно, большинство экспертов в области спортивной медицины с таким заявлением не согласны. И разумные регулярные силовые тренировки никак не навредят вашему ребенку. А вот правило «сдуру и лом погнуть можно» распространяется и на них. То есть если подросток занимается бездумно, пытается постоянно ставить рекорды, понтуется перед сверстниками, то да, печаль-беда. Но вообще частота травм у «юных бодибилдеров» ничтожно мала — 0,035 на 100 часов занятий, у «юных пауэрлифтеров» — 0,29 на 100 часов, а вот у «юных регбистов», к примеру, в разы больше — 0,8 на 100 часов. То есть риски есть, но при силовых тренировках они в разы меньше, чем в других видах спорта.

Зато есть данные о том, что грамотные силовые тренировки могут помочь детям развить силу (на «массу» особо можно не рассчитывать до полового созревания), несколько снизить жировую прослойку, повысить самооценку, ускорить развитие ЦНС, увеличить плотность костей, укрепить сухожилия, короче говоря, способствуют полноценному развитию и улучшению здоровья на дальнейшую жизнь.

Так с какого возраста начинать?

На самом деле нет никаких точных рекомендаций по поводу идеального возраста — все дети разные. Специалисты считают, что дети могут начинать заниматься силовыми тренировками тогда, когда они способны четко понимать указания тренера и следовать им, то есть примерно в 7–8 лет. Это разумно, ведь если они будут следовать указаниям тренера, выполнять упражнения с правильной техникой, то все у них будет как надо.

Перед тем как отправить ребенка в тренажерный зал, необходимо обязательно сводить его к врачу, потому как о различных проблемах, влияющих на тренировочный процесс, вы можете не знать.

Более того, ребенок должен в обязательном порядке тренироваться либо под вашим присмотром при условии, что вы обладаете достаточными для этого знаниями, либо под присмотром компетентного тренера. Самостоятельное посещение тренажерного зала детьми во многих фитнес-клубах не допускается вовсе — и это правильно.

Выводы

— Силовые тренировки нужны и важны как для вас, так и для ваших детей для полноценного здорового развития.

— Риск получить травму на силовой тренировке значительно меньше, чем в других видах спорта.

— И не стоить переживать, что ребенок от штанги не вырастет, это все глупости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector