Упражнение для тренинга воздушный шар

Упражнение для тренинга воздушный шар

Упражнение для тренинга воздушный шар

УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.

Тренинг коммуникативных умений
«СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.

Занятие 14. Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»

Продолжительность игры: 35 — 40 минут.

Количество участников: группа, которую можно поделить на подгруппы (6 — 16 человек).

Условия проведения: свободное помещение, классный кабинет, кабинет психолога.

1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу.

Ваша задача — решить вопрос о том, что и в какой последова-тельности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять листок и переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так:
«На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе — баллон с кислородом; и т.д.»
При определении значимости предметов и вещей, то есть очерёдности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается всё, а не часть, то есть все конфеты, а не половина. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться в центр ( в круг ) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1. Высказать своё мнение может любой член экипажа
2. Количество высказываний одного человека не ограничивается
3. Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа до одного, без исключения.
4. Если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать другой выход
5. Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько ещё будет продолжаться падение ? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное — остаться в живых, если не сможете договориться, вы разобьётесь. Помните об этом.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы не вмешивайтесь в процесс обсуждения и не отвечайте на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру 20 — 25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 — 18 мин., если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ом голосовании, вы должны поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведённое время все 15 решений, то вы объявляете , что экипаж разбился, и просите подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после её окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему решению.

Занятие педагога-психолога с элементами тренинга для взрослых и детей «Воздушные шары»

Занятие с элементами тренинга для взрослых и детей.

Название: «Воздушные шары».

Автор: Шумова Н. А., педагог – психолог МКДОУ Детский сад №2 «Светлячок».

Целевая аудитория: родители будущих первоклассников.

Участники: дети 6-7 лет и их родители, педагог-психолог.

Цель занятия: способствовать гармонизации детско – взрослых отношений в процессе совместной деятельности.

1. Оказать консультативную помощь родителям по вопросам развития детей 6-7 лет и подготовки их к школе в процессе организации различного вида игр.

2. Воспитывать у детей и взрослых культуру общения, умение слушать и слышать друг друга.

3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей детском саду.

4. Обучить родителей некоторым играм и упражнениям, в которые можно будет поиграть в домашних условиях.

5. Развивать познавательные способности детей, подготовить детей к обучению в школе.

Участники: дети 6-7 лет, их родители.

Основные правила организации и проведения занятия:

1. Формирование группы происходит на добровольной основе.

2. Во время занятий участники тренинга находятся в кругу на

стульчиках или на полу, или за круглым столом. Круг — возможность

открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности,

завершенности, придает гармонию отношениям, облегчает понимание

3. Количественный состав группы 8-10 пар. Число должно быть

четным, чтобы действовать в парах.

4. Продолжительность занятия 30-40 минут.

5. Совместное занятие родителей с детьми следует проводить после дневного сна, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены и не утомлены.

6. При проведении занятий исключена всякая критика личности

и деятельности детей, принимается и выслушивается все, что говорится ими.

7. Минимизировано количество ограничений и запретов для детей, кроме обязательных; не кричать, не ломать, не ругаться и тому подобных.

8. Занятие с родителями и детьми снимается на фотоаппарат или видеокамеру только с согласия всех родителей.

9. Наиболее интересные эпизоды, также с согласия родителей оформляются в выставку с целью заинтересовать других родителей в посещении занятий.

Структура практического занятия:

Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.

Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.

Основная часть. В этой части тренинга решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.

Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожи-даний. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).

Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целост-ности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

Для занятиянеобходимо подготовить: игрушку – Сову, по — одному воздушному шару красного, зеленого, синего и желтого цвета, конверты – штуки, картинки с изображением диких животных, мяч, карточки с цифрами от 1 до 10, цветные карандаши и альбомные листы по количеству участников, геометрические фигуры из цветного картона, спокойную музыку.

Ход занятия:

Психолог приходит в группу, где ждут его дети подготовительной группы и их родители.

Педагог — психолог. Здравствуйте. Мне сказали, что здесь сегодня собрались дети, которые скоро пойдут в школу и их мамы и папы. Это правда? На нашу встречу я пришла не одна, а со своей помощницей, вместе с которой мы попробуем научить вас играть в такие игры, которые помогут детям научиться внимательно слушать, думать и рассказывать, ведь это обязательно пригодится им в школе, а их родители научатся играть в игры, в которые можно играть и дома. А кто моя помощница, я думаю, что вы отгадаете,если послушаете внимательно загадку:

Днем спит, а ночью летает, мышей пугает.

Нос у нее крючком, ушки торчком,

Кто она? (Сова)

Правильно, вы отгадали.

Моя сова – тоже психолог,

Она очень мудрая птица.

Совет ее может всем вам пригодиться.

Она знает игры и любит шутить,

Сегодня я к нам на занятие решила сову пригласить.

Давайте встанем в один большой круг и познакомимся дуг с другом.

Игра «Наши имена» Передавая сову по кругу, знакомимся с детьми и со взрослыми.

Цель: познакомиться с группой взрослых и детей.

Педагог-психолог: А для того, чтобы наша с вами встреча прошла интересно и весело, я предлагаю подарить друг другу настроение. Попробуем?

Игра «Подари соседу настроение» Будем передавать Сову по кругу и желать своему соседу справа какое – либо настроение. Например, я желаю тебе чудесного настроения.

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой на занятие.

Педагог-психолог: Посмотрите вокруг. Мы с моей помощницей Совой развесили в группе воздушные шары, они ведь тоже дарят хорошее настроение. Но кроме этого, с шариками мы сегодня еще и поиграем, с каждым по — очереди. А сова будет следить за тем, как вы выполняете правила игры. Посадим мы ее вот сюда (ставит Сову на видное место). Прослушайте загадку и отгадайте с шариком какого цвета мы сейчас играть.

1 шарик – зеленого цвета (к шарику прикреплен конверт с игрой).

Цвет листьев, травы и веселого лета

Лягушки в болоте, такого же цвета,

Внимательно вы вокруг посмотрите,

Такого же цвета шарик найдите,

И мне поскорей его цвет назовите (зеленый).

В конверте спрятаны картинки с изображением диких животных.

Проводится игра «Угадай животное по описанию»

Цель: развивать у детей связную речь, мышление, внимание.

Ход игры: Педагог-психолог раздает каждому участнику картинку и просит ее не показывать другим, чтобы потом описать того, кто нарисован на ней. Остальные участники отгадывают того, кто нарисован на картинке.

Педагог – психолог.Загадывает вторую загадку:

(2 шарик красный)

Второй шарик, как спелые вишни,

Как щечки у спелой и вкусной клубнички,

Такого же цвета помидоры на грядке

Какой ищем шарик? Отгадайте загадку.

В конверте карточки с изображением цифр от 1до 10.

Физминутка «Веселые цифры»

Инструкция: Внимательно посмотрите на картинку, назовите цифру, которая на ней нарисована. А теперь выполняем движения, которые я вам назову, ровно столько раз, сколько обозначает цифра на картинке

(хлопаем, топаем, прыгаем, приседаем и так далее).

Педагог-психолог.А сейчас отгадайте третью загадку:

(3 шарик синий)

Найдите шарик, цвета крыльев синички,

Как колокольчик и ежевичка,

Высокое небо такого же цвета.

Какой ищем шарик, кто быстро ответит?

(В конверте спрятаны геометрические фигуры).

Игра «Геометрические фигуры»

Цель: развивать внимание, мышление, восприятие, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Каждый возьмет себе из конверта геометрическую фигуру. Назовет ее цвет, и как она называется. Затем участникам предлагается найти в группе предмет такой же формы.

Педагог-психолог. А сейчас отгадайте мою последнюю загадку.

Последний наш шарик, как яркое солнце,

Как спелый подсолнух, бока у цыпленка.

Скорей отгадайте ребята и мамы,

Какого цвета шарик поищем мы с вами?

(4 шарик желтого цвета). В конверте листок бумаги, на котором написано стихотворение.

Игра «Нарисуй стихотворение»

Цель: Развивать внимание, память, умение ориентироваться на листе, мышление, воображение, мелкую моторику.

Ход игры: (Все участники проходят за столы, на которых стоят цветные карандаши и лежат альбомные листы). Сегодня я вам предлагаю нарисовать не просто рисунок, а стихотворение. Для этого делим листок напополам сверху — вниз, а теперь слева- направо. Сколько клеточек у вас вверху получилось? А внизу? (Прочесть все стихотворение). А затем в левой верхней клетке зарисовываем первую строчку стихотворения, в правой верхней клетке вторую строчку, в левой нижней третью строчку, в правой нижней четвертую строчку.

(Снова прочесть все стихотворение и предложить участникам самим повторить его с опорой на рисунок).

Ярко светит солнце днем.

Спит сова в дупле большом.

Снится ей мышонок в норке

И зайка маленький у елки.

Релаксация Упражнение «Воздушный шарик». Педагог-психологвключает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что у вас в животе воздушный шарик. Вдыхайте глубоко воздух, представьте, что внутри ваш шарик начинает расти. Дышим легко, ровно, глубоко. Вот ваш шарик отрывается от вас и поднимается в небо. У кого-то шарик красного цвета, у кого-то синего, зеленого, желтого. Дышим легко, ровно, глубоко.

Красный шарик яркий, как спелые ягоды в саду, как румяные щечки детей, посмотрите на него, красный шарик подарит вам силу и здоровье.

Синий шарик такой же, как струящаяся вода, как небо. Посмотрите на него, синий шарик подарит вам покой. Дышим легко, ровно, глубоко.

А теперь представьте, что вы смотрите на шарик желтого цвета. Желтый шарик напоминает нежного пушистого цыпленка, теплое солнышко, и мы улыбаемся. Желтый шарик подарит вам радостное настроение.

Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно — зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Представьте, что вы смотрите на зеленый шарик…Этот шарик подарит вам уверенность в себе. Откройте глаза.

Вспомните, что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на воздушные шары. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

Рефлексия. Передаем игрушку — Сову по кругу и вспоминаем все, чем занимались на занятии.

Ритуал прощания. Под спокойную музыку педагог- психолог прощается с участниками тренингового занятия.

Дидактическая игра «Воздушные шары».Дидактическая игра «Воздушные шары». Дидактическая игра «Воздушные шары». Цель игры: 1. Дифференциация сонорных звуков. 2. Автоматизация сонорных звуков. 3. Развитие связной речи.

План мероприятий по адаптации детей раннего возраста к детскому саду (Работа проводится индивидуально и организованными группами,после зачисления (март,но до поступления ребенка в ДОУ (август) МАРТ 1. Знакомство.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «КАТАСТРОФА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»

Это групповая (командная) игра, способствующая проявлению групповой сплоченности, лидерства, способности лидера поддерживать эффективность работы его команды. Студенты учатся распределять роли и функциональные обязанности внутри своей группы, вырабатывать групповые нормы, стремиться к групповому единомыслию. В игре происходит формирование осознания важности групповой сплоченности, умения эффективно преодолевать спорные и конфликтные ситуации. На примере данной игры можно проследить стадии становления команды.

Порядок проведения игры

В данную игру можно играть без разбивки на команды, но если количество игроков больше 20, следует разделиться на команды. Разбивка обычно произвольная, но можно формировать группы по определенным признакам: группа «Мудрецов», «Гуманистов», «Трудяг-работяг», «Диких варваров» и т.д.

Возможен вариант, когда лидеры выбираются отдельно среди юношей и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг них. Затем оба лидера формируют свои команды.

Введение в игровую ситуацию

Ведущий произносит: «Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки — и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из поля вашего зрения — и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу — и раненый орел медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, по всей видимости необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей, и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах, а сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего не известно: сейчас тепло, но какова зима?

Все открыли глаза — и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут «выкидывать» вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер — во вторую, пятнадцатым номером — то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. В корзине должны остаться вещи, общий вес которых составляет не более 100 кг. На всю работу у вас 10 минут».

Список вещей, находящихся в корзине шара:

  • 1) миски, кружки, ложки (9 кг);
  • 2) ракетница с сигнальными ракетами (6 кг);
  • 3) географические карты и компас (2 кг);
  • 4) консервы мясные (20 кг);
  • 5) топоры, ножи, лопаты (12 кг);
  • 6) канистра с питьевой водой (20 л);
  • 7) бинты, вата, перекись водорода, зеленка (7 кг);
  • 8) винтовка с запасом патронов (30 кг);
  • 9) шоколад (10 кг);
  • 10) золото, бриллианты (25 кг);
  • 11) большая собака (55 кг);
  • 12) рыболовные снасти (1 кг);
  • 13) туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь (3 кг);
  • 14) соль, сахар, набор витаминов (9 кг);
  • 15) медицинский спирт (10 л).

После того как каждый сделал свой выбор, дается следующее задание для всей команды.

Ведущий: «Вам грозит смерть, единственная надежда — долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего — упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь или сразу все, — погибнете. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет «против», решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас 15—20 мин. Закончив работу, подведите итоги, в частности выясните, чье индивидуальное решение оказалось ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других».

Командная работа в течение 20 минут.

Те группы, что приняли решение за меньшее количество минут, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список и список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности, т.е. если по п. 1 (кружки и др.) у Васи 3-й ранг (он решает выкидывать это третьим по очереди), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна 2; если бы у Васи этот пункт был на 5-м месте, а у группы на

2-м, разница была бы 3. Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе.

Если группа не сумела справиться с заданием досрочно, определение победителей можно пропустить, но этот момент очень интересен для игроков. Если есть возможность, стоит обсудить с группой, что, на их взгляд, важнее — умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы?

На самом деле важно обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в нее каждого. Какова общая стратегия, кто какой вклад внес, кто спасал группу, а кто наоборот? На это обязательно надо отвести 10 минут. Если же этот момент пропустить, то для студентов все происшедшее окажется только увлекательной игрой в приключение, но не уроком жизни.

6. УПРАЖНЕНИЕ «КАТАСТРОФА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»12

Это упражнение является тестовым и позволяет проверить, насколько эффективно командное взаимодействие.

Упражнение выполняется в мини-группах по 7-9 человек. Разделение на группы может проводиться по любому принципу, например по сезону рождения.

12 ВачковИ. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.

II. Сценарий тренинга командообразования для помещений

Возьмите друг друга за руки, почувствуйте друг друга. Как хорошо быть в кругу друзей! Итак, мы все сейчас находимся в корзине воздушного шара и отправляемся в путешествие на один из необитаемых островов в Атлантическом океане. Там весной уже тепло, растут ананасы, и не надо оформлять никаких виз: остров-то необитаемый! Короче, вы набрали в этот шар множество полезных вещей, чтобы жить без проблем по крайней мере неделю, а на самом деле — с запасом, и вот вы уже готовы к полету. Вас провожают куча друзей и родственников, хлопоты, объятия, поцелуи, прощания.

Легкое покачивание, и вы отрываетесь от земли. Холодок в груди, а потом ощущение свободы и простор полета. Вот уже не разглядеть лиц людей под вами, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки — и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот уже вы видите синюю полоску от края до края горизонта — это Атлантический океан. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн — но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. И вот уже вдали вы видите маленькую точку — вот остров, куда вы летите! Над островом много птиц, вот уже несколько чаек пролетело совсем близко от вас: может быть, одну из этих чаек зовут Джонатан Ливингстон? Остров уже хорошо виден, вы уже готовы потихоньку снижаться — где-то минут через двадцать вы будете на твердой земле! Какие интересные приключения ожидают вас там!

Но что это? Вы видите, как от горы отрывается какая-то крупная птица и летит прямо навстречу вам! Это — гигантский орел, и он смотрит на вас недобрыми глазами! Может быть, он принял вас за своего соперника? Он делает вокруг вас круг за кругом, потом вдруг взмывает наш шаром, исчезает из поля вашего зрения — и вдруг вы слышите клекот, царапанье чем-то острым по ткани, удары — и шипение.

У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу — и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Ваш единственный шанс спастись — долететь до земли, потому что внизу начался шторм и любого пловца просто разобьет об острые рифы и скалы. Долететь до острова — около 20 минут. Но это приблизительно. Может быть, и больше, а может быть, и меньше. Точную цифру вам не скажет даже Господь Бог. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей. Но что выбросить?

Ведущий зачитывает инструкцию:

У вас 7 минут на работу.

Ведущий зачитывает инструкцию:

Хорошо это или плохо, но вы в шаре не одни — в шаре вся ваша команда, и кроме вашего мнения, есть мнения другие. Соответственно, вам надо договориться. Во второй колонке вы должны записать командный ранжир выкидываемых вещей. Каждая команда теперь должна выработать свое общее решение, но не голосованием по большинству голосов, а консенсусом, то есть общим, единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается.

На принятие общего решения у вас 20 минут. Не уложились в 20 минут — ваша команда падает в океан и всех съедают голодные акулы. Но имейте в виду: если вы прилетите не с тем набором вещей, то ваша жизнь на острове будет грустной и недолгой. Если вы договорились быстрее — это показатель качественной командной работы. Вы будете за это вознаграждены: каждая сэкономленная минута — это одна сохраненная вам вещь.

Ведущий отмечает, за какое время было принято общегрупповое решение, определяется время выполнения задания каждой командой (за каждую сэкономленную минуту команде оставляется еще одна вещь).

По окончании игры участники в общем кругу высказываются, кто помогал им принимать решение, а кто мешал, в чем был прав, а в чем ошибался каждый из них.

Л. Сценарий тренинга командообразования для помещений 205

7. УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВОЙ РИСУНОК»

Упражнение проходит в два этапа. На первом этапе каждому участнику предлагается нарисовать метафорическое изображение себя (в виде образа, символа, знака) в данный момент жизни. На втором этапе участникам выдаются маркеры и лист ватмана. Необходимо нарисовать общий рисунок группы, в котором нашлось бы место всем индивидуальным рисункам участников.

8. РЕФЛЕКСИЯ ПО ДНЮ И ВСЕМУ ТРЕНИНГУ

Рефлексия или обратная связь по всему тренингу отличается большей подробностью. На нее необходимо выделять достаточное количество времени (30-40 минут). Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: Самые яркие впечатления Что вы вынесли из тренинга для себя? Как в реальной жизни будете использовать опыт, полученный в тренинге? пожелания, благодарности другим участникам группы и ведущим.

9. РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ДНЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ БазаровТ. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996. БронштейнМ. Управление командами: Теория и практика построения эффективной команды. М., 2004. ВеснинВ. Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. 1999.

ГаленкоВ. П., СтраховаС. И., ФайбушевичС. И. Как эффективно управлять организацией М., 2001. ДонцовА. И. Психология коллектива. М., 1984. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. идр. Технология создания команды. СПб.: Речь, 2002. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. СПб.: Речь, 2003. ИльенковаС. Д. Инновационный менеджмент. М., 1997. КапециоП. Команды, которые выигрывают. М., 2005.

КарякинА. М. Командная работа: основы теории и практики. Иваново, 2003. МаксвеллДж. Создай команду лидеров / Пер. с англ. Л. А. Бабук. М., 2003. ПаркерГ., КроппР. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. СПб., 2002. ПригожийА. И. Современная социология организаций. М., 1995. ПугачевА. В. Организационное поведение. М., 2001. РезникС. Д. Команда менеджера // ЭКО. 1997. № 3. РихтерК. Формирование командного духа // Управление персоналом. 2004. № 10.

Игра «Воздушный шар» на командообразование

Игра «Воздушный шар» на командообразование

Во все времена перед предпринимателями стоял очень важный вопрос: как повысить производительность своей компании? Одни считали, что нужно просто увеличить рабочий день, другие увеличивали количество задач. Но были и люди, которые понимали, что лучший способ повысить производительность фирмы — это создать сплочённый коллектив, каждый из членов которого будет ощущать себя частью большой команды.

Создать дружный коллектив можно с помощью тимбилдинга и игр на командообразование. Об одной из таких игр мы сегодня и расскажем.

Что такое тимбилдинг

Для начала дадим определение понятию тимбилдинга.

Тимбилдинг — это действия, направленные на сплочение коллектива и увеличение его эффективности. Чаще всего они проходят в виде игр и упражнений.

В процессе этих действий участники лучше узнают друг друга, учатся раскрывать свой потенциал и улучшают командные навыки. Всё это способствует укреплению отношений и ведёт к улучшению рабочего процесса.

Упражнения на командообразование должны быть не только образовательными, но и развлекательными. Иначе достигнуть расслабленного состояния участников будет трудно.

Ниже мы рассмотрим одно из таких упражнений. Оно часто применяется на тренингах по тимбилдингу и способствует развитию:

⦁ умения вести переговоры и работать в команде.

То есть оно развивает именно те качества, которые так хотят видеть в своих подчинённых предприниматели.

Деловая игра «Воздушный шар»

Игра проводится под руководством тренера-организатора.

Участники должны представить, что отправились в далёкое путешествие на воздушном шаре. Вот они пролетают над океаном. До ближайшей суши остаётся ещё около 500 километров.

Вроде бы всё хорошо и не о чем беспокоиться, но случается непредвиденная ситуация — на шар садится орёл. Один из участников реагирует на это неожиданным образом — стреляет в птицу, из-за чего в шаре образуется отверстие, которое спускает воздух. Шар начинает падать.

Участники выкидывают весь балласт, чтобы замедлить падение. Но шар продолжает падать. Значит надо выкидывать что-то ещё: провиант, ружьё, собаку и другие предметы. В какой последовательности это будет происходить, предстоит решить участникам игры.

Есть два варианта развития событий:

  1. Если участники смогут договориться и принять общее решение, большая часть команды останется в живых.
  2. Если участники начнут спорить и выяснять отношения, они разобьются о скалу или утонут.

Сама же игра проходит по определенным правилам.

Правила игры

У игры есть ряд правил, которые необходимо соблюдать:

⦁ Не перебивать говорящего. Соблюдая это правило, участники воспитывают в себе терпение и учатся проявлять уважение к человеку даже в стрессовой ситуации.

⦁ Избегать критики. Из тех же соображений, что и в предыдущем пункте.

⦁ Тщательно формулировать аргументы. Подходить к выбору последовательности осознанно – как к реальной ситуации.

⦁ Не забывать, что это просто игра. Сохранять позитивный настрой в группе.

За исполнением этих правил должен внимательно следить тренер.

Ход игры

Ведущий раздаёт каждому участнику игры список вещей, с которыми предстоит попрощаться:

⦁ фляга со спиртом (5 литров);

⦁ плащ-палатка (1 шт);

⦁ рюкзак с сухпайком (1 шт);

⦁ прибор ночного видения;

⦁ сундук с вещами из дома;

⦁ коробка с сигаретами.

Каждый участник без обсуждения с другими участниками группы должен отметить последовательность, в которой он считает целесообразным выкидывать вещи, и записать её на бумаге.

На индивидуальную работу отводится 5-10 минут. Главным условием является именно индивидуальная работа. Чтобы участники не помогали друг другу, ведущий должен за ними тщательно следить.

После окончания первого этапа начинается групповое обсуждение между участниками. Руководитель (владелец компании или глава отдела) играет роль стороннего наблюдателя. Однако и у него есть важная миссия — фиксировать для себя замечания своих подчинённых, особенно фразы типа «Тебя тоже надо выкинуть» и «Зачем выкидывать бедную собаку».

Можно немного поменять условия игры. Например, попросить оставить две вещи из списка. В таком случае ракурс игры меняется и перед участниками ставится другая задача — определить самые важные предметы.

После того как участники придут к соглашению, начинается следующий этап — дискуссия.

Лучше всего, если игра записывается на видео. В таком случае её можно пересмотреть всей группой с комментариями ведущего.

Вопросы для обсуждения

Ведущий задаёт участникам следующие вопросы:

⦁ Какой была атмосфера в группе?

⦁ Что мешало договориться и принять общее решение?

⦁ Какая из проблем была самой острой?

⦁ Какие вопросы было труднее всего решить?

⦁ Были ли в группе лидеры или игра велась действительно командно?

⦁ Кто проявлял активность?

⦁ Каким образом лидеры оказывали влияние?

⦁ Какие стили общения вы смогли выявить в группе: поиск единомышленников, уход от спора, переход на личности, психологический шантаж? Или вы обнаружили что-то совсем другое?

⦁ Какое поведение помогало прийти к согласию, а какое мешало?

Обсуждение прошедшей игры даёт понять, над какими качествами предстоит серьёзно работать каждому из участников и команде в целом.

Советы участникам

В конце тренинга (или мастер-класса) тренер даёт участникам советы по эффективной командной работе:

  1. Давайте слово всем. Не заканчивайте мысли и предложения своих коллег. У них есть право голоса и они должны его использовать.
  2. Рассматривайте все идеи. Не исключайте из обсуждения тех, кто по какой-либо причине вам не нравится.
  3. Формулируйте альтернативные способы решения в виде вопросов. Не говорите: «Я считаю, что так делать нельзя, потому что это глупо». Старайтесь говорить так: «Мне кажется, что лучше поступить по-другому. Например…»
  4. Откажитесь от гордости. Вместо того чтобы называть чью-то идею «Идеей Максима», дайте ей кодовое название. К примеру, «Лестница».
  5. Поддерживайте моральный дух. Даже в трудных ситуациях (таких, как падение воздушного шара) сохраняйте спокойствие.

Чтобы развить в себе все эти навыки и узнать о других играх на тимбилдинг, предлагаем пройти наш курс «Командообразование». А эта игра пусть станет отправной точкой и хорошим дополнением ко всему, что вы узнаете из курса.

Читайте также  Веселые упражнения для зарядки
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector